Соответствующий проект Закона об изменениях в законодательстве "О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий" зарегистрирован 2 февраля (№3865).
Как поясняет один из авторов этих изменений, народный депутат Украины Геннадий Чекита, речь в них идет о запрете продажи вместе с алкогольными и табачными изделиями различных наборов с дополнительными товарами, но по цене самого напитка или сигарет.
"В магазинах то и дело появляются так называемые акционные предложения, когда вместе с алкоголем продают какую-нибудь посуду, рюмки, мелкие подарочные товары, заставляя таким образом обратить внимание на алкоголь людей, которые, возможно и не собирались его покупать. Или, к примеру, алкогольные напитки конкретной торговой марки или конкретного производителя продаются по значительно сниженной цене. В торговых сетях очень распространены факты реализации наборов, в состав которых входит бутылка водки и, например, бутылка безалкогольного напитка. При этом стоимость такого набора установлена на уровне минимальной розничной цены на бутылку водки. И все под видом акционного набора", - поясняет Г.Чекита.
Депутат подчеркивает, что включение стоимости другого товара в состав стоимости акционных наборов "водка плюс другой товар" - это скрытое уменьшение минимальных розничных цен на алкоголь. Реализация алкогольных напитков в составе товарных наборов по привлекательным ценам повышает спрос покупателей на этот товар и рост продаж, а в результате поощряет и его употребление.
"Довольно хитрая реклама алкоголя, поскольку его стоимость намного превышает стоимость приобщенных к нему безалкогольных напитков. Причем реклама, запрещенная украинским законодательством. Поскольку согласно ст. 22 Закона "О рекламе" реклама алкогольных напитков, знаков для товаров и услуг, других объектов права интеллектуальной собственности, под которыми выпускаются алкогольные напитки, не должна поощрять к употреблению алкогольных напитков", - отмечает Г.Чекита.
Нардеп отмечает, что распространение такой рекламы, кроме всего прочего, дает возможность производителям алкоголя получать неправомерные конкурентные преимущества перед другими производителями, продукция которых продается без дополнительного стимулирования продаж.
"Принятие законопроекта даст возможность прекратить открытое и скрытое стимулирование приобретения и употребления алкогольных напитков и устранит условия для получения недобросовестных конкурентных преимуществ отдельными их производителями", - говорится в пояснительной записке к нему.
Отметим, что проблема с продажей так называемых акционных алкогольных наборов сегодня очень актуальна. Этот незаконный ход активно используют некоторые производители крепких напитков для увеличения продаж своей продукции. Примечательно, что такой метод стал особенно популярным после поднятия минимальных розничных цен на алкоголь, когда МРЦ на пол-литровую бутылку водки достигла отметки в 54,90 гривен. Для того, чтобы поднять привлекательность товара в глазах потребителей и продать водку дешевле установленной государством минимальной цены, водочники начали продавать продукт в примотке с другими товарами, например, безалкогольными напитками.
Благодаря масштабному мониторингу торговых сетей сотрудникам Государственной фискальной службы и Госпотребнадзора сегодня удается пресекать грубые факты таких правонарушений. На крупные суммы штрафуют как недобросовестных производителей, так и торговые точки – за нарушение законодательства о защите прав потребителей и о рекламе. Несмотря на старания контролирующих органов, проблема с использованием примоток к алкоголю все еще остается открытой. Именно ужесточение законодательства об обороте спирта и алкогольных напитков должно стать тем сдерживающим фактором, который поможет бороться с незаконными акционными наборами – уверены эксперты.