В НБУ отметили, что по состоянию на 1 марта 2016 года капиталы менее 120 млн грн имело 18 банков, от 120 до 300 млн грн — 53 финучреждения и от 300 до 500 млн грн — 12 объектов. На капитализацию у банков осталось совсем немного времени: минимальное требование о 120 млн грн финансисты должны выполнить к 17 июня 2016 года, а увеличить капиталы до 300 млн грн — до 11 января 2017 года.
В регуляторе не обещают банкам никаких послаблений и уверены, что увеличение капиталов финучреждений — это гарантия стабильности системы. Потому НБУ собирается строго следить за выполнением требований и принимать меры в отношении нарушителей.
"Во-первых, докапитализация уменьшит риски банков. Капитал предназначен именно для абсорбирования рисков. Предыдущий график увеличения требований к капиталу был принят полтора года назад, и учитывал состояние экономики на тот момент. Текущий график адекватен уже сегодняшней ситуации. Во-вторых, у многих малых банков низкое качество капитала", — объяснила позицию регулятора исполняющая обязанности заместителя председателя НБУ Екатерина Рожкова. Она заверила, что наращивание банками капиталов позволит предотвратить их превращение в финансовые пирамиды.
"Банковский бизнес постоянно развивается, и те, кто не в состоянии угнаться за рынком, не может и конкурировать за клиентов. В результате банки начинают проедать свой капитал, и привлекать вклады под более высокие ставки не для кредитования, а для покрытия операционных расходов. А значит, требовать все больше и больше вкладов под все возрастающие ставки — фактически, строить финансовую пирамиду", — уточнила Рожкова.
Однако с этими доводами согласны далеко не все эксперты, а многие просто считают их спорными и надуманными. К скептикам относятся не только те, кому импонирует принцип работы небольших банков в США и в Европе, которые чаще всего специализируются на кредитовании малого и среднего бизнеса и населения, но и те, кто понимает природу капитализационных требований.
"Это вызвано выполнением требований Международного валютного фонда. Первый этап — зачистка банковской системы от мусора пройдена, и не безболезненно: повлекла за собой недоверие со стороны населения к банковской системе, но с другой стороны НБУ проделал очень большую работу, в том числе раскрыл структуру собственности. Сейчас начинается второй этап, который должен уменьшить количество банков путем слияния/поглощения или продажи тех банков, собственники которых не готовы вкладывать свои деньги в развитие бизнеса", — сказала директор финансового департамента рейтингового агентства IBI-Rating Анна Апостолова.
Сейчас у банков есть четыре варианта для спасения. Первый — надеяться, что успешное развитие бизнеса их хозяев позволит им за счет живых денег увеличить капиталы. "Это могут быть свободные денежные средства акционеров, которыми они располагают и которые они готовы влить в капитал для его соответствия требованиям НБУ", — уточнил председатель правления банка "Михайловский" Игорь Дорошенко.
Второй вариант — это привлечение субординированного долга, то есть заемных средств, которые банк впоследствии будет частями на протяжении пяти лет отдавать своим кредиторам с процентами. По сути это кредит, который разрешено на определенное время зачислять в капитал. Чаще всего его выделяет владелец банка, но иногда — просто дружественные структуры. "Начиная с 2008 года многие банки для увеличения регулятивного капитала привлекали деньги собственника на условиях субординированного долга, поэтому у многих банков есть возможность увеличения уставного капитала за счет этих средств", — заметила Апостолова.
Третья возможность — это конвертация в капитал кредитных линий, ранее открытых акционерами или партнерами. По словам представителей НБУ, этот механизм используется финансистам наиболее активно с 2015 года.
С владельцами ситуация обстоит проще всего: по сути они просто разрешают своим банкам не возвращать ранее предоставленные им кредиты. Чаще всего так поступают банки с иностранным капиталом — западные акционеры переписывают в капиталы кредиты, которые не взыскали со своих украинских "дочек". Несколько сложнее выглядит схема, когда привлекается сторонняя структура, кредитовавшая эту самую "дочку" и не владела ее акциями. В этом случае, происходит обмен кредитного долга на акции банка. В Украине такой подход практиковал Европейский банк реконструкции и развития.
Четвертый вариант капитализации сводится к дополнительной эмиссии акций банка, которая выкупается новыми акционерами. Например, происходит продажа (полная или частичная) финучреждения более состоятельному владельцу. Это может быть просто структура или физическое лицо, обладающее финансовым капиталом, а может быть и другой банк. И в этом случае происходит слияние двух структур, а главное — двух капиталов.
Слияний или объединений в этом году ждут, однако небольшое количество. "Пока не будет принято отдельного законодательства по упрощению процедур слияния/поглощения, не думаю, что следует массово ожидать этих процессов на финансовом рынке Украины", — подтвердила директор по рискам "Банка Кредит Днепр" Елена Домуз.
В НБУ уверяют, что отработали механизм слияний и поглощений, и обещают оперативно его внедрить летом 2016 года. То есть после подведения первого раунда капитализации — когда станет ясно, какие из банков не выполнили требование по 120 млн грн и должны быть ликвидированы.
Правда, даже после этого останутся ряд проблемных нюансов. "Возникнет много вопросов, которые необходимо будет решить уже при непосредственном слиянии. Например, соответствие модели ведения бизнеса между банками, стратегии банков, видение дальнейшего бизнеса акционерами, вопрос распределения акционерного капитала и так далее. Соответственно, если все вышеперечисленные варианты не реализуются или будут слишком затратными, то банки могут принять решение о ликвидации", — считает Дорошенко.
Другой важный момент — кто рискнет объединиться с банком, который совсем недавно мог вылететь с рынка. "Согласно кластеризации банков, которую сделал НБУ в конце 2015 года, на тот момент еще в третьей и четвертой группе банков только небольшое количество было определено как "рыночные". А именно такие, можно предположить, могут быть интересны для новых потенциальных акционеров. Кэптивные или схемные банки вряд ли найдут желающих для последующего слияния как с точки зрения их перспектив на рынке, так и с точки зрения желания действующих акционеров "впускать кого-то на свою кухню". Потому возможный объем слияний и поглощений будет ограниченным", — заметила Домуз.
Что касается вопроса о количестве банков, которые реально смогут воспользоваться той или иной возможностью выжить и скольким все-таки придется покинуть рынок, то в НБУ пока настроены весьма оптимистично. В регуляторе отметили, что текущие остатки на счетах незарегистрированных капиталов могут помочь решить проблему с капиталом 14 банкам с капиталом до 120 млн грн, 56 банкам с капиталами от 120 до 300 млн грн, 12 финучреждениям — от 300 до 500 млн грн.
Куда более критично настроены участники рынка, которые понимают, что оценки НБУ строятся на предварительном анализе ситуации. Ведь регулятор еще не провел стресс-тесты всех украинских банков и не знает до конца всех их проблем.
Именно в этом и может оказаться проблема. Как показало тестирование крупнейших банков страны, от всех из них в итоге потребовали увеличений капиталов. Стала очевидна ключевая проблема — недоформированные резервы. Выяснилось, что многие финучреждения корректировали свои балансы в стороны улучшения, а когда стали очевидны их реальные финансовые проблемы и потребовались дополнительные средства на формирование резервов в требуемых объемах, их просто не оказалось. В этой связи финансистов обязали обратиться за капиталами к акционерам.
Мелкие банки также могут столкнуться с подобной проблемой и далеко не все смогут решить ее. "Большинство из мелких недокапитализированных банков будут вынуждены уйти из рынка. Поблажки со стороны НБУ смогут получить только те финансовые учреждения, которые в течение этого года смогут предоставить убедительные аргументы наличия заинтересованных инвесторов, желающих войти в капитал банка, но не успевающих это сделать в сжатые сроки", — рассказал генеральный директор "Украинского кредитно-рейтингового агентства" (UCRA) Станислав Дубко.
Он считает, что самым болезненным станет не первый этап капитализации, который банковская система должна пройти этим летом, а начало следующего года. "Самым сложным является второй этап, предусматривающий резкое (до 300 млн грн) увеличение капитала в крайне сжатые сроки (до января 2017 года). Банки, успешно прошедшие этот этап, далее будут иметь значительно больше времени для более поступательного увеличения капитала", — подчеркнул он.
Учитывая стресс-тестирование, финансисты дают два прогноза: согласно оптимистическому, к весне 2017 года НБУ в рамках программы капитализации закроет около 15 банков, по пессимистическому — порядка 25-30 финучреждений.
Сейчас украинские чиновники настроены решительно — они настаивают соблюдении сроков капитализации, хотя, согласно данным финансистов, попутно ведут переговоры о возможных поблажках и отсрочках.
"Безусловно, акционеры банков заинтересованы в сохранении собственного бизнеса, поэтому попытки отсрочки в программах капитализации банков являются предметом переговоров с регулятором. Первым озвученным результатом таких попыток является перенесение сроков по утверждению программ капитализации первой и второй десятки банков на один-два месяца", — отметил Дорошенко.
Эксперты не исключают и принятия решений по отдельным структурам (с сохранением общих требований для всей системы). "Есть профессиональная дискуссия на эту тему. Мы видим четкую позицию по этому вопросу со стороны регулятора. Возможно, при наличии четкого плана капитализации у банка, с одной стороны, и объективных причин, которые не позволяют выполнить требования в срок, с другой, необходимо принимать персональные решения в каждом конкретном случае", — считает заместитель председателя "Мегабанка" Александр Шипилов.
Первые итоги капитализационной кампании финансисты собираются подводить к августу. От НБУ не ждут тотального отзыва лицензий с капиталами менее 120 млн грн к 17 июня, как говорится в его постановлении. Эксперты недовольны медлительностью действий НБУ в отношении проблемных банков и опасаются, что регулятор, скорее всего, попытается смягчить удар по банковской системе, растянув во времени закрытие недокапитализированных банков.