Можно ли передать Украинскую таможню в аутсорсинг?

Можно ли передать Украинскую таможню в аутсорсинг?

Четыре причины, почему эксперименты Минфина с украинской таможней могут иметь для нее фатальные последствия.

Дискуссия, связанная с очередным политически сезонным обострением неукротимого желания руководства Министерства финансов передать украинскую таможню куда-нибудь, в какое-нибудь управление приобретает угрожающий характер. Для таких опасений есть несколько причин.

Причина первая. Инициативы и соответственно высказывания на эту тему выглядят абсолютно популистскими. В комментариях по данной теме риторика руководства Министерства финансов выглядит анекдотично непрофессиональной. Складывается абсолютно обоснованное мнение: спикеры-инициаторы в принципе не понимают содержания понятия таможенной политики государства, таможенного дела, функций и задач таможни как субъекта процесса государственного таможенного контроля и таможенного оформления. Чего только стоят «перлы» о «таможенных переходах», «электронизации таможни» и им подобные высказывания, которые руководители Минфина не моргнув глазом выбрасывают в эфир. Опасность состоит в том, что эти псевдолозунги, к сожалению, могут восприниматься как что-то новое и прогрессивное аудиторией, которая о таможне как государственной институции слышала, в основном, только со средств массовой информации и глубоко и детально не представляет функций и задач этого органа. А ведь таможня является неизменным атрибутом независимого и суверенного государства. То есть, такие непрофессиональные, и, позвольте уточнить, дилетантские, откровенно популистские инициативы руководства Минфина способствуют формированию неправильного понимания ситуации и процессов у аудитории, которая глубоко не специализируется на вопросах таможенного дела, но настроена на реформы и жаждет изменений.

Причина вторая. Такие непрофессиональные, неподготовленные и непродуманные инициативы и непонимание целей, средств и ожидаемых результатов могут привести к нежелательным процессам в сфере таможенного дела. Это может иметь негативное влияние на уровень таможенной безопасности государства. Нужно понимать, что после санкционированного предыдущей властью, не побоюсь этого слова, уничтожения таможенной системы Украины путем ее поглощения налоговой службой, последующие непродуманные популистские эксперименты с украинской таможней могут иметь для нее окончательные фатальные последствия. Интересным выглядит и тот факт, что сезонное политическое обострение инициатив руководства Министерства финансов по «передаче украинской таможни в управление» парадоксально совпало с регистрацией в Верховной Раде проекта закона № 3763 «О национальной таможенной службе», который позволит возродить в Украине таможню как неизменный атрибут самостоятельного и суверенного государства с присущими ему функциями, полномочиями и задачами, которые гораздо шире и глубже чем таможенная стоимость и таможенные платежи. Не является ли такая активизация процессов, обострение инициатив, стремлений и желаний демаршем по отношению к этой законодательной инициативе народных депутатов, которые имеют государственный уровень мышления и понимают глубину и сложность ситуации с украинской таможни?

Причина третья. Анализ высказываний и выступлений руководства Министерства финансов по этому вопросу свидетельствует о полном непонимании ситуации с законодательным обеспечением таможенной политики и таможенного дела в Украине. Куда только они не стремятся передать украинскую таможню – в управление, в аутсорсинг, еще куда-нибудь, только бы снять с себя ответственность за состояние дел на таможне. Это еще раз свидетельствует о стремлении применить узкие бизнес-подходы к процессам государственного регулирования, неспособности принимать коллегиальные согласованные с законодательством решения. Для начала следовало бы открыть действующий Таможенный кодекс (статьи 5, 6, 7, 8, 543, 544, 545, 546, 547 и определить для себя прежде всего объектное и субъектное содержания понятий таможенной политики, таможенного дела и законодательно определенных принципов его осуществления, функций и полномочий государственных органов (таможен и таможенных постов) как единственных, уполномоченных законом на выполнение функций по реализации таможенного дела в Украине и осуществлению таможенного контроля и таможенного оформления! И вывод будет сделан однозначный: законодательством четко определено, что функции по осуществлению таможенного дела могут реализовываться только государственными органами, определенными исключительно Таможенным кодексом Украины! То есть ни о каком аутсорсинге и передаче в управление украинских таможен как единственных законодательно определенных государственных органов, на которые возложены функции по осуществлению таможенного дела, речь даже не может идти. Для этого необходимо внести изменение в законодательство Украины. Такое, с позволения сказать, «законодательное невежество» может, в случае его гипотетической реализации, просто разрушить систему государственного таможенного дела, которое сейчас переживает не лучшие времена.

Если же речь идет о предоставлении консультаций и методической помощи в процессе организации таможенного контроля оформления, то инициатива Министерства финансов выглядит абсолютно не новой. Так, например, в Украине с 2005 года успешно функционирует Миссия EUBAM (Европейской комиссии по предоставлению помощи на украинско-молдавской границе), которая финансируется Европейским Союзом, насчитывает более 100 квалифицированных сотрудников, имеет разветвленную сеть полевых офисов, отличное транспортное обеспечение, имеет десятилетний положительный опыт взаимодействия и сотрудничества с украинскими таможенными органами. То же касается Миссии EUAM (Европейская миссия по оказанию помощи), которая в том числе в своей деятельности охватывает и вопрос функционирования таможенных органов Украины. Кроме того, на протяжении последних 25 лет многие международных организации привлекались для оказания помощи украинской таможне в ее институциональном развитии, совершенствовании процедур таможенного контроля и таможенного оформления, обучения персонала, адаптации национального законодательства и процедур к европейским и мировым стандартам. При этом, вся эта помощь предоставлялась на основании международной донорской финансовой помощи отдельных государств, Европейской комиссии или иных инструментов (например, Восточное партнерство). Теперь же, судя по высказываниям руководства Министерства финансов, все становиться на коммерческую основу с тендерами, торгами и так далее? Возникает вопрос – зачем и с какой целью? Следует также отметить, что один из названных претендентов – компания Crown Agents (Великобритания), в двухтысячных годах уже предоставляла консалтинговую и методическую помощь Государственной таможенной службе Украины за деньги британского правительства. Опыт, в принципе, был положительным. Парадоксальным в этом контексте выглядит тот факт, что в списке претендентов для реализации таких «инициатив» руководства Минфина называются только английские компании. Странное географическое совпадение, не правда ли?

Кроме того, детальное изучение материалов, документов и информации, которая содержится на официальных сайтах компаний – претендентов, озвученных руководством Министерства финансов для реализации судорожных инициатив по какой-нибудь передаче украинской таможни куда-нибудь и кому-нибудь, неформальное общение с ее представителями и изучение результатов осуществления подобных миссий в других странах позволяет сделать совершенно неутешительный вывод. Ни о какой передаче в управление или аутсорсинге таможен речь и в помине не идет. Ни о каком выполнении функций по осуществлению таможенного контроля и таможенного оформления речь тоже не идет и идти не может. Это – традиционная и знакомая всем украинским таможенникам функция по представлению консультаций и методической помощи в сфере таможенного дела. Но только теперь, в видении Минфина, на коммерческой основе. Возникает вопрос – зачем?

Не лишним будет также Министерству финансов учесть и мнение Всемирной таможенной организации, которая высказала свое однозначное мнение по поводу передачи функций таможни частным копаниям.

Причина четвертая. Руководство Минфина стыдливо замалчивает источники финансирования таких инициатив по привлечению иностранных компаний к «аутсорсингу» или «управлению» украинских таможен. Но ведь мы должны понимать, что привлечение иностранных компаний и иностранных специалистов для возможной реализации подобных проектов будет требовать существенных финансовых затрат, суммы которых буду исчисляться миллионами долларов США. Учитывая сомнительные и непрогнозируемые результаты, эти средства можно было бы направить на развитие технических средств таможенного контроля, в том числе – закупки новых и ремонта действующих мобильных сканеров, автоматизации процессов таможенного оформления, обустройства пунктов пропуска, обеспечения таможенников форменной одеждой и повышения уровня зарплат, которые катастрофически уменьшились и составляют в среднем эквивалент 150 долларов США в месяц. Если для этого предполагается использовать бюджетные деньги, то это форменное расточительство. Если предполагается использовать деньги иностранных доноров, то их применение может быть намного более успешным в случае их инвестирования непосредственно в украинскую таможню.

Aвтор - Анатолий Макаренко, руководитель украинской таможни в 2009-2010 и 2014-2015 гг.

Время публикации: 28.01.2016 23:55
По материалам: glavcom.ua
Лента новостей
При копировании материалов прямая открытая для поисковых систем гиперссылка на mediahouse.com.ua обязательна.