Карт-бланш для госбанков. Почему Минфин уводит «бюджетников» из «привата»

Карт-бланш для госбанков. Почему Минфин уводит «бюджетников» из «привата»

Уже к началу лета «бюджетников» могут перевести на обслуживание в новые для них банки.

Кабмин уже изменил постановление «Об усовершенствовании механизма выплаты заработной платы работникам бюджетных учреждений и государственной социальной помощи», существенно ужесточив требования к банкам-агентам.

Если сейчас банку достаточно быть членом ФГВФЛ (исключение — для государственного Ощадбанка) и иметь мгновенную ликвидность на протяжении последних шести месяцев не ниже 20%, то уже через три месяца потенциальные агенты должны выполнять восемь требований.

Теперь Кабмин готов доверять бюджетные деньги только крупным банкам, активы которых не меньше 1% активов всей банковской системы. Такие банки также должны работать на рынке не менее трех лет.

Доверяя бюджетные потоки банкам, Кабмин надеется, что и они готовы доверить государству свои сбережения — портфель ОВГЗ такого кредитного учреждения должен быть не меньше 20% регулятивного капитала.

Кроме того, потенциальный агент должен отличаться безупречным поведением: придерживаться нормативов НБУ, не получать со стороны регулятора никаких предписаний в течение последних трех месяцев, не иметь финансовой задолженности перед ФГВФЛ, просрочек по уплате налогов и сборов.

Не смогут рассчитывать на обслуживание бюджетников банки, чьи собственники или связанные лица находятся под санкциями.

В Минфине считают, что нововведения «повысят уровень защищенности выплат работникам бюджетных учреждений и государственной соцпомощи».

На приведение своих показателей в соответствие с новыми требованиями банкам дается три месяца. После этого в течение месяца все бюджетные предприятия должны перевести зарплатные проекты в банки из нового списка. Работодатель должен предоставить сотрудникам на выбор минимум три учреждения.

Через год добавится еще один критерий: количество эмитированных банком электронных платежных средств — платежных карточек — государственной многоэмитентной платежной системы НСМЭП.

Банкам нужно будет стать членами государственной платежной системы и выпустить определенное количество карт НСМЭП — не менее 10% от общего числа эмитированных платежных карточек банка.

Хотя документ еще не обнародован, вокруг него уже разгорелась жаркая дискуссия.

«Это очередное нарушение здоровой конкуренции», — считает глава совета Независимой ассоциации банков Украины Роман Шпек.

«Очень странное и нерыночное решение. Надеюсь, оно не вступит в силу. Почему небольшой и хорошо капитализированный банк с прозрачными акционерами хуже, чем большой банк?» — недоумевает председатель правлении Правэкс-банка Тарас Кириченко.

В «Приватбанке» также отреагировали на действия Минфина и пообещали, что будут бороться в судах.

Собеседник в Минфине свою позицию объяснил огромными потерями государства в неплатежеспособных банках. Более того, государству пришлось выделять дополнительные средства Фонду гарантирования вкладов физлиц, чтобы бюджетники, пенсионеры и получатели соцвыплат смогли получить возмещения.

Попытки перевести всех бюджетников на обслуживание исключительно в госбанки Кабмин предпринимал еще весной 2014 года, когда неплатежеспособными были всего несколько кредитных учреждений, и потери государства в них были минимальными.

Такую инициативу банковское сообщество восприняло критически. Участники рынка пообещали обратиться в суд и Антимонопольный комитет, если одним из критериев отбора банков-агентов станет наличие государства в акционерах.

Спустя почти два года правительству удалось придумать критерии, под которые кроме госбанков попадают лишь несколько кредитных учреждений. Публичными являются три из восьми критериев: доля активов, сотрудничество с ФГВФЛ и наличие санкций по отношению к собственникам или бенефициарам.

Из нынешних 48 банков-агентов им соответствует всего 11: Альфа-банк, Ощадбанк, «Креди агриколь банк», ПУМБ, «Південний», Приватбанк, «Райффайзен банк аваль», Укргазбанк, Укрсиббанк, Укрсоцбанк и Укрэксимбанк.

Однако далеко не все банки из этого списка смогут работать с бюджетниками. Требование, которое отсекает большую часть кандидатов, — о наличии портфеля ОВГЗ в размере не менее 20% регулятивного капитала.

Информация об объеме госбумаг — конфиденциальная, но по оценкам аналитиков сейчас этому требованию соответствуют только три госбанка — Ощадбанк, Укрэксимбанк и Укргазбанк, а также «Райффайзен банк аваль».

Впрочем, если бы у госбанков не было нужного объема ОВГЗ, они бы все равно могли быть банками-агентами. В Кабмине решили, что «банки, в которых государство владеет долей свыше 75%, назначаются уполномоченными на постоянной основе».

Участники рынка считают, что таким образом Минфин «подогревает» спрос на выпускаемые им ОВГЗ. «Банки вряд ли станут задумываться о покупке ОВГЗ на миллиарды гривен», — считают в Укрсоцбанке.

Многие банки предпочитают вкладывать средства в более доходные депозитные сертификаты НБУ. Из «потенциальных агентов» — ПУМБ, Укрсоцбанк и Укрсиббанк.

«Банки можно понять. НБУ предлагает им депозитные сертификаты под 21,5% годовых. Это интереснее, чем ОВГЗ под 12%», — заявлял в интервью ЭП замминистра финансов Артем Шевалев.

Выхода из сложившейся ситуации два: либо Кабмин разрешит учитывать средства в депсертификатах для выполнения требований, либо банки пересмотрят свою стратегию и заменят более доходные депсертификаты на менее привлекательные для них ОВГЗ.

Впрочем, банкиры готовы отстаивать свои позиции. «Дорабатывать в документе есть что. Будем обсуждать это с Артемом Шевалевым и другими банками», — заявили в одном из кредитных учреждений.

Время публикации: 30.01.2016 17:55
По материалам: vse.media
Лента новостей
При копировании материалов прямая открытая для поисковых систем гиперссылка на mediahouse.com.ua обязательна.