Ученые создали искусственный интеллект, который может обучаться, как ребенок

Ученые создали искусственный интеллект, который может обучаться, как ребенок

Программы искусственного интеллекта уже способны на выполнение специализированных задач вроде управления самолетом, игры в викторинах, или в конце концов щекотания ваших нервов в ваших любимых видеоиграх. Однако подавляющее большинство даже самых современных компьютеров не умнее обычного среднестатистического четырехлетнего ребенка, если позволите такое сравнение. А сравнение это действительно уместно, так как исследователи из Гетеборгского университета разработали программу, которая имитирует когнитивное развитие ребенка.

«Мы создали программу, которая может учиться. Например, базовой арифметике, логике и грамматике и при этом без предустановленных знаний», — говорит Клае Страннегард, один из создателей программы.

«Начиная с простого и емкого набора определений эта программа способна когнитивно развиваться на основе ранее полученных знаний. На основе новых знаний она составляет новые выводы в отношении правил и устоев, принятых в нашем мире, после чего определяет новые модели, которые наиболее подходят к той или иной теме».

Процесс этого обучения аналогичен тому, как развивается интеллект ребенка. Например, ребенок может интуитивно догадаться, что если 2 x 0 = 0 и 3 x 0 = 0, то, скорее всего, и 5 x 0 тоже будет равно 0, или же по аналогичному примеру с цифрами «2, 5, 8» ответ будет 11. Аналогичным образом ребенок интуитивными методами может развиваться и в других областях, например, в английской грамматике, где, скажем, есть неправильные глаголы «sing» (петь — прим. ред), который в прошедшей форме становится «sang» (спел или спела), а также «run» (бежать) и «ran» (бегал).

«Мы утверждаем, что дети обучаются всему на основе полученного опыта, и в конечном итоге они ищут общие для конкретной среды правила», — продолжает Страннегард.

Программа, которую ученые назвали O*, следует принципам Бритвы Оккама, которые можно интерпретировать так: не следует давать долгие и сложные объяснения, если можно ограничиться короткими и простыми. В наших бы реалиях этот постулат звучал бы так: «краткость — сестра таланта». При этом принцип совсем не запрещает использование сложных определений в принципе, но лишь рекомендует определенный порядок рассмотрения гипотез, который в большинстве случаев является оптимальным.

Иногда такой подход приводит к ошибкам. Например, ребенок может сказать «I brang my lunch» (Я принес свой обед), вместо правильного «I brought my lunch» («brang», как и «brought», является прошедшей формой глагола «to bring» (принести), но в первом случае слово является сленговым выражением). Тем не менее программа O* способна обучаться не только азам арифметики и грамматики, как обычный ребенок, но и решать весьма непростые для среднего человека логические задачи. Ученые надеются, что их программа однажды сможет понимать и обосновывать свои заключения на всех уровнях решения проблемы и при этом без какой-либо необходимости в предварительном внедрении в нее постулатов и правил, которым в тех или иных ситуациях необходимо следовать.

«Мы надеемся, что наша программа окажется полезной в нескольких различных и практических сферах», — говорит Страннегард.

«Думаю, универсальные домашние роботы, обладающие такими знаниями и возможностями, будут необычайно востребованы в обществе будущего. Но мы пока лишь на полпути к этому».

Время публикации: 09.03.2015 15:06
По материалам: hi-news.ru
Лента новостей
При копировании материалов прямая открытая для поисковых систем гиперссылка на mediahouse.com.ua обязательна.